Для отображения персонализированного контента и рекламных сообщений, а также хранения личных настроек на локальном компьютере веб-сайты «1С-Рарус» используют технологию cookie и аналогичные. Продолжив использование наших веб-сайтов, Вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности rarus.ru и применением этих технологий.
Продолжив использование веб-сайтов «1С-Рарус», Вы даете согласие на обработку персональных данных, выражаете согласие с Политикой конфиденциальности.
Интернет-магазин Доставка

Мы выбрали для Вас офис в Москве.

Вы можете изменить его на офис в другом городе.

1c-crm-red

Игорь Григоров: «Заказчику система нужна, чтобы получить инструмент для принятия управленческих решений, а не для увольнения сотрудников»

1 Мая 2011, Информационные технологии в строительстве
Российская стройка до сих пор была не слишком высокотехнологична. Автоматизировали в основном бухгалтерию и смету. О том, почему девелоперы сегодня нуждаются в современных информационных технологиях и какие существуют подходы к внедрению специализированных продуктов для сектора строительства, «ИТС» рассказал руководитель отдела автоматизации строительства и управления производственными предприятиями компании «1С-Рарус» Игорь Григоров.

ИТС: Игорь Петрович, какие организации строительного комплекса проявляют наибольший интерес к автоматизации своих процессов?

Игорь Григоров– Сразу оговорюсь, что мое мнение основано на статистике обращений в нашу компанию, занимающуюся системной интеграцией. Мы наблюдаем высокую заинтересованность, и в большей степени ее проявляют компании, задействованные в секторе промышленного строительства. В гражданском строительстве тоже есть потребность, но заметно меньше: доля обращений не превышает 5–10% от общего числа запросов.

Интересный факт: сегодня потребность в автоматизации со стороны строителей намного выше, чем других представителей отрасли, например проектировщиков. Девелоперы же обращаются, чтобы автоматизировать весь комплекс своих процессов: планирование, проектирование, строительство и содержание построенных объектов. Мы сотрудничаем со всеми организациями, где внедряем учетные системы и системы управления ресурсами предприятия.

ИТС: Как вы оцениваете текущий уровень автоматизации в организациях строительного профиля?

– Если смотреть в целом, то уровень высокий: организации используют большое количество различного ПО. Бухгалтерия у всех сейчас автоматизирована, сметами тоже никто не занимается на коленке. Многие автоматизировали документооборот, учет материалов.

Однако если говорить об уровне комплексной автоматизации, то он низкий. Иными словами, процветает лоскутная автоматизация по функциональным блокам, когда каждое подразделение – бухгалтерия, МТО, кадровый отдел, сметчики – используют свои программы в отдельных базах данных. На предприятиях образуется несколько гетерогенных (разнородных. – Ред.) подсистем, или, как мы говорим, «зоопарк программного обеспечения».

По правилам прежде всего необходимо автоматизировать бизнес-планирование, но по факту наибольший интерес к автоматизации демонстрируют служба главного инженера, казначейство и финансовая служба.

ИТС: Вы сказали, что комплексная автоматизация не очень распространена в строительных компаниях. Почему?

– Потому что она требует изменения бизнес-процессов внутри компании, а организационные изменения всегда самые сложные.

ИТС: В чем заключается эта сложность?

– В изменении коммуникаций между участниками процесса. Коммуникации становятся более упорядоченными, и акцент ставится не на взаимоотношениях между людьми, а на передаче информации.

Наша технология внедрения автоматизированной системы управления (АСУ) предприятием предполагает, что сначала мы прописываем бизнес-процессы, а потом начинаем их внедрять. Так вот прописываем мы их быстро, но руководители подразделений согласовывают их гораздо медленнее, поскольку понимают, что после утверждения бизнес-процессов нужно будет придерживаться функционала на практике.

Наша задача – объяснить менеджерам среднего звена, а также рядовым пользователям, что внедрение АСУ с конечным списком автоматизируемых бизнес-процессов – это удобный инструмент для всех сотрудников компании. Ведь сначала некоторые думают: «Моя деятельность станет прозрачной, а я, возможно, что-то не так делаю», опасаются не соответствовать запросам компании, что может привести к их увольнению. Но на самом деле цель заказчика в создании системы – получить инструмент для принятия управленческих решений, а не увольнение сотрудников.

Заказчика больше интересует увеличение роли фактора технического анализа данных производства. Организационные изменения делаются не для того, чтобы сократить численность персонала, а чтобы поднять качество теханализа.

ИТС: Сколько стоит комплексная автоматизация для строительных организаций?

– Это зависит от количества автоматизируемых бизнес-процессов и затрат на адаптацию под них готового решения. Так, типовое решение «1С:Предприятие 8. Управление строительной организацией» стоит 155 000 руб. Поверьте, эти вложения окупают себя.

Что делают грамотные руководители? Вместе с установкой программного продукта выделяют ресурсы на этапе его изучения. Кто-то привлекает собственный персонал, кто-то – стороннюю компанию для оказания консалтинговых услуг. Оценить средние затраты на внедрение АСУ сложно, потому что цели у всех разные. В одной компании говорят: «Берем программу и своими силами все внедрим», а от других можно услышать: «В 5 миллионов уложимся?».

ИТС: Насколько готовы ИТ-подразделения, а также другие основные подразделения строительных организаций внедрять информационные технологии?

– Обычно общение инициируют сами заказчики, т. е. те, кто уже готов принять решение, выбирает продукт и партнера. Если говорить про ключевых пользователей (руководители отделов, топ-менеджеры), то психологически они все готовы. Все хотят. Все понимают, что надо внедрять именно комплексную систему.

ИТС: Какова доля клиентов, которые обращаются за комплексным решением?

– Из тех, кто обращается к нам, примерно половина. Получив обращение, мы, как консультанты, анализируем состояние системы управления предприятием – определяем список автоматизируемых бизнес-процессов. Затем формируем схемы бизнес-процессов с приложениями – отчеты, формы документов. После согласования этих важнейших документов определяем список заявок (требований) на адаптацию типовых решений, смету и график производства работ.

Когда определены цели, согласовано видение результатов, есть перечень и смета работ, намечен план первоначальных действий, заказчик может принять решение о начале этапов автоматизации управления. Чаще всего создание комплексных систем начинается с автоматизации самых важных, по его мнению, бизнес-процессов: казначейства и бюджетирования.

ИТС: Обострилась ли в связи с кризисом в стране потребность в комплексной автоматизации как инструменте повышения эффективности бизнеса?

– Да, конечно же, экономическая нестабильность увеличила потребность в повышении эффективности. В кризис мы работали с теми, кто это понимал.

ИТС: Можно ли определить, какую эффективность дает внедрение ИТ в строительстве?

– Приведу пример: допустим, учет материалов на предприятии не автоматизирован, закупки материалов не связаны с календарными планами, а календарные планы – со сметой или вообще не актуализируются. Понятно, что если появляется инструмент, который все связывает в единый процесс, то это увеличит эффективность работы на десятки процентов. При этом скорость принятия решений вырастает в разы. Система увеличивает скорость и качество принятия решений, делает прозрачным учет материалов. Важно и то, что в итоге с тем же штатом можно реализовывать большее количество проектов.

ИТС: С какими основными проблемами приходится сталкиваться внедренцам в строительных компаниях?

– Круг проблем не отличается от любых других производственных предприятий. Комплексное решение для строительства мы предлагаем на базе программных продуктов «1С:Управление строительной организацией» и «1С:Управление производственным предприятием» (УПП). При автоматизации делаем акцент на внедрении управленческого учета.

Мы предлагаем такой подход, при котором используется не аутсорсинг, а партнерство в проекте. То есть совместно с заказчиком ставится единая цель, имеется одинаковое видение результата и общее управление ресурсами. Такая схема позволяет управлять проектом на необходимом уровне. Без этого возникают проблемы ясности архитектуры решения. Проект может остановиться либо завершиться с неудовлетворительными результатами, что грозит дополнительными расходами бюджета предприятия.

ИТС: Случается ли саботаж в процессе такого сотрудничества?

– Такие случаи были раньше. Сейчас руководство со стороны заказчиков, как правило, доверяет нашим специалистам, и мы пытаемся вовлечь рядовых пользователей в процесс. Делаем прозрачными результаты нашей работы и создаем удобные инструменты для конечных пользователей. В итоге они получают только плюсы от автоматизации.

В целом сотрудники, работающие на современных предприятиях, чаще всего дисциплинированны и готовы к внедрению той или иной системы. Руководители организаций со своей стороны стараются компенсировать дополнительные трудозатраты конечных пользователей, что также идет на пользу проекту.

ИТС: Если говорить об управлении строительной организацией, то программные продукты доходят до конечного пользователя, к примеру, до прораба на стройке?

– Надо понимать, с какой целью требуется донести программу до прораба на стройке. Чтобы оперативно получать информацию для построения прогнозов и перепланирования? Если цель именно эта, есть несколько вариантов ее достижения.

Например, автоматизировать рабочее место сотрудника: прораб может непосредственно вводить данные в базу через iРad. Это самый продвинутый вариант, но в реальной жизни я такого не встречал, несмотря на техническую доступность.

Когда я работал главным бухгалтером в строительной компании, начальники участков отчитывались перед нашей службой с необходимой нам периодичностью. Как правило, начальник участка берет в свой штат экономиста или иного сотрудника, который протоколирует по поручению начальника участка все финансово-хозяйственные операции: списание материалов, начисление зарплаты, фиксирует выполненные объемы работ, прием работ от субподрядчика, приемку работы механизмов и т. д.

Сегодня такой сотрудник может вносить данные в информационную систему более оперативно, при этом сохранив качество работы. В «1С:Управление строительной организацией» есть отдельное рабочее место прораба. Оно представляет собой часть программы – с удобным, неперегруженным интерфейсом. Второй вариант, который доступен заказчику: прораб может передавать все данные операционистам. Получив всю информацию по факсу, они занесут ее в программу за начальника участка или прораба.

Очень важно увеличить скорость внесения данных в комплексную систему. Если информация вносится оперативно, становится легче управлять расходом материалов по нормам, закупками, запасами, работать с заказчиками, субподрядчиками, совершать обоснованные реальными взаиморасчетами платежи. Если все это делать вовремя, можно увидеть затратную и доходную части, объем выполненных и невыполненных работ, оценить качество работы субподрядчика, эффективность использования оборудования.

ИТС: Подытожим, каковы ваши принципы и задачи как системного интегратора?

– В «1С-Рарус» существует определенная технология проектных работ. Когда мы проектируем систему для заказчика, то подходим к этому как строители. В нашей работе есть этапы проектирования, реализации и поддержки проекта.

Важной особенностью технологии является жесткая привязка требований на адаптацию к целям верхнего уровня.

Как я уже говорил, сначала мы определяем цели: составляем список автоматизируемых бизнес-процессов, конкретизируем цели. Результат достижения целей прописываем в документе «Схемы автоматизируемых бизнес-процессов». Когда заказчик согласовывает эти схемы, на мой взгляд, он начинает лучше понимать, каким образом у него в компании формируется и работает поток информации, какие цели преследует реализация бизнес-процесса и зачем ему вкладывать в это деньги.

На основе утвержденных схем мы формируем список заявок-требований к адаптации готового, коробочного продукта. В итоге понятно, во сколько обойдется автоматизация цели, бизнес-процесса, шага бизнес-процесса, а также проект в целом. И когда генеральному директору приносят документ на 10 листах с оценкой в сотни тысяч или миллионы рублей, то иногда вопрос решается на уровне доверия к подчиненным или к партнерам.

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!
Заказать обратный звонок
1c@rarus.ru