{{countBasket}}
Учет работы автотранспорта, специальной техники, оборудования и механизмов в линейке решений «1С:Управление автотранспортом»
Учет работы автотранспорта, специальной техники, оборудования и механизмов в линейке решений «1С:Управление автотранспортом»

Учет работы автотранспорта, специальной техники, оборудования и механизмов в линейке решений «1С:Управление автотранспортом»

11.08.2025
23 мин
1863

В решениях линейки «1С:Управление автотранспортом» реализована поддержка учета строительной техники и навесного оборудования. Программа позволяет контролировать использование техники, управлять ремонтами и техническим обслуживанием, вести учет ГСМ, формировать путевые и маршрутные листы, а также получать разнообразную отчетность.

Если вам нужна помощь в настройке учета строительной техники — оставьте, пожалуйста, заявку.

Основные возможности учета строительной техники

В системе реализованы функции, позволяющие вести полный цикл учета:

  • Учет техники: регистрация строительной техники с детализацией по характеристикам, инвентарным номерам, маркам, моделям, дате выпуска и другим параметрам.
  • Учет ремонтов и ТО: планирование и контроль всех видов технического обслуживания и ремонтов с учетом затрат на запчасти, услуги и прочие расходы.
  • Учет ГСМ: отслеживание расхода топлива и смазочных материалов по каждой единице техники.
  • Путевые листы: формирование путевых листов, включающих маршрут, время работы и показания счетчиков.
  • Маршрутные листы: поддержка оформления маршрутных листов для транспортировки материалов и оборудования.
  • Отчетность: получение отчетов по работе техники, расходу топлива, ремонту, перемещениям и другим показателям.

Продукты линейки «1С:Управление автотранспортом» обеспечивают комплексный учет строительной техники с детализацией по видам затрат, транспортным средствам, контрагентам и объектам строительства (учет объектов строительства — в версиях, кроме Стандарт).

Учет основного ТС и навесного оборудования

Во многих случаях требуется вести учет не только по основному транспортному средству, но и по навесному оборудованию (ковши, гидромолоты, траншеекопатели, сеялки и т.п.). В программе предусмотрено два способа учета: через отдельное транспортное средство или через специальные работы.

Также важно учитывать, что навесное оборудование может иметь собственный топливный бак. В этом случае учет корректно вести через создание отдельного транспортного средства с собственным баком. Если же оборудование использует топливо из бака основного ТС, то его работа отражается одним из двух способов:
— через создание отдельного транспортного средства без бака (например, крановая установка на автокране),
— или через создание специальных работ, соответствующих эксплуатации оборудования (например, работа ковша, гидромолота и т.д.).

Рекомендации по учету транспортных средств в программе

В зависимости от типа техники и характера её работы, в решениях «1С:Управление автотранспортом» предусмотрены различные подходы к учету. Специалисты «1С‑Рарус» рекомендуют следующие варианты настройки.

Ситуация 1. Составные транспортные средства

Если транспортное средство состоит из частей, каждая из которых может работать отдельно, для корректного учета создаются отдельные элементы справочника «Транспортные средства». Например, для автокрана:

  • Режим передвижения: кран едет к месту работы, крановая установка не задействована, учет ведется по пробегу в километрах, расход топлива рассчитывается по одометру.
  • Режим работы: кран стоит на месте, работает крановая установка, учет ведется в моточасах, расход топлива рассчитывается по счетчику моточасов.

Ситуация 2. Техника с разными режимами работы в движении

Когда транспортное средство выполняет различные работы в процессе движения, рекомендуется использовать учет специальных работ. Пример — коммунальный автомобиль:

  • Основной режим: перемещение между объектами с обычным расходом топлива.
  • Рабочие режимы: подметание, полив, посыпка дорог реагентами — в каждом из них расход топлива выше базового. Для каждого типа работ задается своя надбавка. Расчет ведется по времени выполнения или пройденному расстоянию.

Ситуация 3. Стационарная техника с учетом моточасов

Если оборудование работает только на месте, доставляется другим транспортом и его учет ведется по моточасам, оно отражается в системе как отдельное транспортное средство. Пример: виброплиты, бетономешалки, генераторы, сваебойные установки, компрессоры.

Особенности учета такого оборудования:

  • Работа фиксируется через Технологический путевой лист или через обычный Путевой лист в разделах «Оборудование, прицеп» или «Задание». При этом оборудование не может быть основным ТС в Путевом листе.
  • Учет работы ведется в моточасах.
  • Расход топлива рассчитывается по счетчику моточасов.

Чтобы было легче подобрать подходящий вариант учета специальной техники рассмотрим два примера:

1. Учет работы оборудования через создание отдельного ТС, связанного с основным транспортным средством

1.1. Рассмотрим оборудование без собственного топливного бака (пример — автокран).

Для этого необходимо:

  • Создать модель автотранспорта и транспортное средство.

Модель автотранспорта и транспортное средство

  • В модели основного ТС установить признак «Топливный бак».

Установка признака «Топливный бак»

Установка признака «Топливный бак»

  • Создать модель оборудования и само оборудование, работающее по моточасам.

Модель оборудования

  • Признак «Топливный бак» не устанавливается, если бак отсутствует. Основное топливо указывается такое же, как у основного ТС.

Признак «Топливный бак»

  • Свяжите основное ТС с оборудованием, которое работает по счетчику м/ч. Если оборудование используется постоянно — установите признак «Заполнять путевой лист списком оборудования».

Признак «Заполнять путевой лист списком оборудования»

  • Отразите работу автокрана в путевом листе.

Работа автокрана в путевом листе

  • Пример печатной формы путевого листа.

Печатная форма путевого листа

  • Если используется одно оборудование — укажите его на вкладке «Основное». Если несколько — указывайте на вкладке «Задание» (в версии Стандарт — только на вкладке «Основное»).

Вкладка «Основное»

1.2. Рассмотрим оборудование с собственным топливным баком, которое учитывается как отдельное транспортное средство (пример — виброплита). Для этого необходимо:

  • Создать модель автотранспорта и транспортное средство (см. скриншоты выше).
  • Создать модель оборудования которое работает по счетчику моточасов и оборудование.

Модель оборудования виброплита

  • В модели оборудования которое имеет свой топливный бак установите признак «Топливный бак».

Признак «Топливный бак»

Признак «Топливный бак»

  • Отразите работу оборудования с баком в путевом листе.

Работа оборудования с баком в путевом листе

Работа оборудования с баком в путевом листе

Работа оборудования с баком в путевом листе

2. Учет работы навесного оборудования с использованием спецработ

Программные продукты «1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом Стандарт», «1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом ПРОФ», «1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» и «1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP» позволяют вести учет работы навесного оборудования — ковшей, отвалов, гидромолотов, планировщиков, траншеекопателей, а также различных видов сельскохозяйственного оборудования (плугов, культиваторов, косилок, сеялок и др.).

Работу подобного оборудования (включая выработку и расход ГСМ) можно отражать с использованием спецработ. Например, для экскаватора необходимо:

  • Создать модель транспортного средства и само транспортное средство.

Модель транспортного средства

  • В модели транспортного средства установите признак «Топливный бак».

Признак «Топливный бак»

  • Нормы расхода ГСМ, как для основного транспортного средства, так и для навесного оборудования, в версиях ПРОФ, КОРП и Модуль для 1С:ERP можно указывать как в модели ТС, так и в карточке самого транспортного средства. В версии Стандарт нормы задаются на уровне модели.

Модель ТС

Карточка транспортного средства

  • Отразите работу автомобиля и навесного оборудования в путевом листе.

Путевой лист

Путевой лист

Путевой лист

Путевой лист

Путевой лист

Отчетность по работе строительной техники

Для оценки эффективности использования строительной техники и механизмов в решениях линейки «1С:Управление автотранспортом» предусмотрены аналитические отчеты. Среди них — «Выработка ТС по Путевым листам», «Пробег ТС», «Наработка оборудования в моточасах», «Карточка работы ТС», «Реестр на выписку счета», а также форма «Акт КС-3» (доступна во всех версиях, кроме Стандарт). Кроме того, реализована печать журналов учета по формам «ЭСМ-6» и «ЭСМ-7» за выбранный период (также за исключением версии Стандарт).

Примеры сформированных отчетов:

Ведомость ТЭП

Карточка работы ТС

Справка о стоимости

Журнал учета работы ТС

Справка для расчета

Таким образом, программные продукты линейки «1С:Управление автотранспортом» позволяют автоматизировать и системно вести учет всей строительной техники, включая ее перемещения, ремонты, расходы и работу навесного оборудования.

Закажите бесплатную демонстрацию, чтобы подробнее разобраться в возможностях программных продуктов линейки «1С:Управление автотранспортом» для учета строительной техники и навесного оборудования. Наши специалисты покажут, как настроить систему под задачи вашей компании.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!

Рассылка «Новости компании»

Узнавайте первыми о новых статьях, мероприятиях и спецпредложениях.

Посмотреть все рассылки «1С‑Рарус»

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!