Электронные помощники

Электронные помощники

25.02.2011
14 мин
2087

В конце 2010 года разработчики и интеграторы специализированного программного обеспечения для автобизнеса почувствовали резкое увеличение интереса к своим услугам со стороны автодилеров. Эксперты даже заговорили о реализации на рынке эффекта отложенного спроса на услуги автоматизации управленческих процессов на основе IT.

В последние годы рынок IT-услуг проявил удивительную устойчивость: несмотря на финансовые сложности, многие предприятия производства и торговли не смогли отказаться от услуг производителей и интеграторов программного обеспечения. Так, по данным аналитической компании IDC, в 2009 году, в то время, когда продажи автомобилей в России упали вдвое, объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием в денежном выражении снизился на 18,9% по сравнению с предыдущим годом и составил 492,18 миллиона долларов. Из них около 15 миллионов составил объем рынка Enterprise Application Solutions для автобизнеса.

Авторы исследования дали прогноз, что российский рынок интегрированных систем управления предприятием в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 15,1%. К сожалению, результаты аналогичного исследования за 2010 год пока не готовы, но все опрошенные нами эксперты рынка говорят об оживлении спроса на IT-услуги, особенно в конце года.

Устойчивость IT-рынка обусловлена его спецификой. Во-первых, сами проекты по внедрению серьезных IT-систем, особенно управленческих, — достаточно долговременные мероприятия, поэтому на тот момент, когда кризис разразился, многие предприятия автобизнеса уже имели текущие проекты и стремились довести их до конца.

Кроме того, именно кризис поставил перед предприятиями вопрос об оптимизации бизнес – процессов. Отсюда интерес к IT-решениям, позволяющим улучшить сбор и анализ информации. В кризис делать серьезные инвестиции было мало кому по карману, зато в это время сформировался отложенный спрос на услуги IT, который находит свое удовлетворение по мере восстановления экономики.

Некоторые эксперты полагают, что на отечественном рынке набралась «критическая масса», когда внедрение современных управленческих систем перестает быть экстравагантной выходкой и становится жизненной необходимостью, стандартной и распространенной практикой. Причем если раньше автодилеры стремились автоматизировать отдельные сферы деятельности, внедряя «заплаточ ные решения», то теперь растет интерес к комплексным продуктам.

Сейчас на отечественном рынке программного обеспечения представлены как продукты от мировых лидеров, так и разработки российских специалистов. По данным IDC, в 2009 году наибольший объем российского рынка информационных систем управления предприятием удерживает компания SAP, доля которой составила 50,1%. Далее следуют 1С (22,3%), Oracle (9,6%), Microsoft Dynamics (7,1%) и «Галактика» (3,9%).

Позиции российских разработчиков узкоспециализированных частных решений на рынке сильнее, чем в сегменте управленческих систем. Дело в том, что разработка последних требует серьезных капиталовложений и временных инвестиций, которые под силу только достаточно крупным компаниям. В то же время количество компаний, которые производят узкоспециализированное программное обеспечения для автобизнеса, достаточно велико как в Москве, так и в регионах. Некоторые из них внедряют свои продукты преимущественно в своем регионе, другие смогли добиться более широкого распространения в России и странах СНГ.

Уровень отечественного программного обеспечения эксперты оценивают по-разному.

На рынке консалтинговых компаний, занимающихся интеграцией программных продуктов, конкуренция также достаточно высока. Костяк составляют несколько крупных интеграторов, имеющих сеть своих представителей в Москве, есть и более мелкие фирмы как в столице, так и в регионах. Также на рынке достаточно квалифицированных программистов-фрилансеров, которые также готовы оказать услуги по инсталляции и доработке программного обеспечения.

Наряду со стандартными продуктами некоторые дилеры до сих пор используют самостоятельно разработанное «самописное» программное обеспечение. Пусть даже созданные на какой-то стандартной платформе, эти продукты существенно отличаются от распространенных систем, предлагаемых на рынке. В этом есть свои плюсы, хотя минусов, похоже, больше.

С одной стороны, программное обеспечение, разработанное специально для конкретной компании, максимально адаптировано к ее нуждам и включает все необходимые функции. В то же время эти программы не всегда рассчитаны на развитие, а значит, по мере роста компании могут от нее «отстать» и стать сдерживающим фактором, переставая соответствовать текущим задачам.

Кроме того, компания попадает в зависимость от разработчиков: уход из компании специалиста по IT может в конечном итоге привести к неработоспособности системы «Конечно, уровень разработок собственного программного обеспечения в разных компаниях автобизнеса может сильно отличаться, — говорит руководитель проектов «Альфа-Авто» компании «1С-Рарус» Владимир Гаврилов. — У крупных холдингов на эту разработку ушло десятки тысяч человеко-часов, и уровень ее достаточно высокий. Однако иногда у компаний встает вопрос о переходе с модифицированной версии обратно на типовую, по причине того, что внесенные изменения не улучшают логику работы, а вместе с тем делают ее поддержку более дорогостоящей».

По словам Владимира Гаврилова, переход с собственных разработок на типовые решения происходит, но сложно однозначно сказать, является ли это всеобщей тенденцией. Естественно, основной аргумент при таком переходе — снижение совокупной стоимости поддержания программного продукта. А удерживает от такого перехода необходимость заметных инвестиций на сам процесс перехода, приобретение программного и аппаратного обеспечения.

Муки выбора

Выбор программного обеспечения для автоматизации процессов автодилеров является достаточно сложной проблемой. Дело в том, что выгоду от внедрения системы автоматизации (или ее замены более совершенным аналогом) трудно измерить. Соответственно, трудно представить, какие капиталовложения могут считаться оправданными. Между тем стоимость предлагаемых программных продуктов отличается в десятки раз.

Вопреки расхожему мнению, 1С подходит не только для малого бизнеса, но и вполне приспособлена к работе в крупных холдингах.

В пользу 1С, помимо доступности самой системы, говорят и еще несколько факторов. Во-первых, исторически сложилось, что бухгалтерия практически всех крупных и средних российских компаний пользуется программами 1С, поэтому многие работники уже с ней знакомы.

Во-вторых, из-за широкой распространенности платформы 1С программисты, которые умеют с ней работать, есть даже в отдаленных регионах страны, а стоимость их труда не столь велика. Наконец, когда в России только появлялись официальные дилеры, многие из них еще тогда сделали выбор в пользу 1С, и теперь переучивать сотрудников и вкладывать деньги в полную замену софта не представляется целесообразным.

Доверяем опытным

При выборе того или иного программного обеспечения нужно также определиться, собираетесь ли вы внедрять его силами своих сотрудников или же планируете привлекать для этого процесса консультантов. В последнем случае предстоит организовать тендер, чтобы определить, кому доверить такую миссию. Ключевое качество подходящего внедренца — хороший опыт работы именно в автоматизации автодилерских предприятий. Очень хорошо, если фирма-внедренец дает контакты своих клиентов и есть возможность посмотреть на результаты их работы в реальных условиях.

Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то переговоры можно не начинать. Имеет смысл побольше узнать о самой фирме. Размер штата специалистов может многое сказать о реальном положении дел. Для начала можно просто позвонить по списку клиентов, который часто вывешивается на сайте фирмы: иногда выясняется, что «клиенты» и не подозревают о том, что у них что-то внедрено.

Совместно с привлеченным внедренцем определите цели проекта, сроки, бюджет, руководителя проекта, проектную команду. Обычно этапу постановки целей компании не уделяют должного внимания, желая быстрее приступить к «реальной работе» либо просто не имея четкой картины конечного результата.

Таким образом, цели, задачи и способы их решения даются на откуп компании-внедренца. Такой подход не может дать хороших результатов, поскольку уже в ходе проекта начинается постоянное внесение изменений, корректировка целей и задач, что ведет к непомерному увеличению сроков и бюджета.

Отдельно стоит отметить, если проект длится более четырех-шести месяцев, следует определить регламент утверждения результатов промежуточных этапов. Данный пункт важен, поскольку заказчик должен владеть актуальной информацией о стадиях проекта, промежуточных результатах и в случае необходимости скорректировать работу, внести замечания. Кроме того, проект должен обязательно включать стадию обучения и промышленную эксплуатацию.

При заключении договора обязательно оговорите сроки внедрения программы.

Любой договор на интеграцию программного обеспечения должен содержать пункты: «Срок запуска пилотной версии системы», «Срок запуска рабочей версии» и «Ответственность за нарушение сроков». Также в договоре надо указать полный и исчерпывающий спектр выполняемых работ, зафиксировать их цену, в противном случае можно столкнуться с ростом цен на услуги исполнителя и другими финансовыми разногласиями.

Впрочем, практика всегда вносит свои коррективы.

Даже в условиях ограниченности финансовых ресурсов проект дойдет до конца, если его возглавляет подходящий руководитель.

Еще одно важно соображение: нужно сразу избавиться от распространенной иллюзии, что автоматизация сокращает персонал.

В некоторых случаях автодилеры принимают решение одновременно использовать несколько программных продуктов, которые произведены разными разработчиками. Например, для автоматизации процессов управления персоналом выбрана одна система, а для решения задач стратегического планирования и управления эффективностью бизнеса — другая. В таком случае возникает проблема интеграции систем.

Сложность и стоимость такого рода работ зависит прежде всего от самих систем. «Естественно, что если обе системы разработаны на одинаковых платформах, то трудозатраты на интеграцию и на сопровождение — будут на порядок ниже, — отмечает Владимир Гаврилов. — Другой пример: интеграция со специализированными программами — калькуляции работ, каталогами запчастей и так далее.

Этот случай сложности не представляет, так как изначально эти программы ориентированы на интеграцию с учетными системами».

Впрочем, в некоторых случаях стоимость такой интеграции может оказаться сопоставимой со стоимостью самой системы, поэтому при прочих равных лучше отдавать предпочтение продуктам одного разработчика.

Существует еще один случай, когда вопрос интеграции стоит особенно остро. Речь идет о программных продуктах, посредством которых представительства брендов получают информацию от своих дилеров. Как правило, импортеры одного бренда во всем мире работают на одном и том же программном обеспечении.

Соответственно, дилерам всего мира предлагаются одни и те же программные продукты, через которые необходимо обмениваться информацией с представительством.

Дорогое удовольствие

Несмотря на существенное оживление спроса, ощутимого роста цен на программное обеспечение для автобизнеса, равно как и на услуги его внедрения, не произошло. Впрочем, инсталляция программных продуктов и раньше не была дешевым удовольствием. Один из самых доступных вариантов на рынке — программы на базе 1С. Так, по словам Владимира Гаврилова, стоимость программы «Альфа-Авто» на платформе «1С:Предприятие 8» зависит от количества пользователей и от типа используемой системы управления базами данных (СУБД).

Так, цена программы на 15 пользователей (включая MS SQL) составляет около 270 тысяч рублей. Стоимость программы для такого же количества пользователей, но уже с собственной СУБД «1С:Предприятие 8», составляет 150 тысяч рублей. Лицензии — первое, но не единственное, что необходимо будет оплатить. За импортные программы придется заплатить существенно дороже.

Поддержка IT-системы — тоже дорогое удовольствие: в среднем она стоит в районе 15% в год от стоимости лицензии. Для 1С эта сумма чуть ниже — в районе 8-10%, а для некоторых импортных продуктов доходит до 20-35% в год от стоимости лицензии. Впрочем, большинство предприятий автобизнеса предпочитает справляться силами собственных специалистов.

Между тем многие эксперты отмечают одну важную тенденцию: в ближайшем будущем возможен переход от продажи программного обеспечения к его аренде.  Разработчики будут предоставлять свои системы в качестве услуги через сеть Интернет.

Вся информация предприятий-клиентов при этом будет храниться на виртуальных серверах. Это позволит, во-первых, серьезно сократить расходы на приобретение программного обеспечения, во-вторых, упростит его обслуживание и, в-третьих, снизит требования к компьютерной инфраструктуре самого предприятия. Практика предоставления программного продукта как услуги уже широко распространена на Западе, но в России пока есть лишь единичные предложения такого рода.

Пока же российские клиенты в большинстве своем не готовы хранить коммерческую информацию «в облаках», опасаясь ее утечек. Кроме того, такой подход предполагает устойчивую интернет-связь, а для регионов это остается проблемой.

Есть вопросы по статье? Задайте их нам!

Рассылка «Новости компании»: узнавайте о новых продуктах, услугах и спецпредложениях

Посмотреть все рассылки «1С‑Рарус»

Поле не должно быть пустым
Электронная почта указывается только латиницей, обязательно должен присутствовать знак @, доменное имя не может быть короче двух символов

Посмотреть все рассылки «1С-Рарус»

Иконка «Предупреждение» Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфидециальности и даете согласие на обработку персональных данных компанией «1С-Рарус»

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!