В 2023 году российские потребители столкнулись с топливным кризисом. В конце лета из разных уголков страны начали поступать сообщения о резком росте цен на топливо, нехватках бензина и дизеля на АЗС, угрозах срыва посевной в южных регионах. Как компаниям оптимизировать работу автопарка в условиях растущих цен на ГСМ? В статье методологи «1С‑Рарус» расскажут о причинах кризиса, прогнозах цен на топливо, а также поделятся советами по экономии ГСМ.
Оглавление
Причины дефицита и подорожания топлива
Целый комплекс факторов вызвал топливный коллапс в 2023 году.
Во-первых, ежегодные летние плановые работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в этом году осложнились трудностями с поставками отдельных компонентов из-за санкций.
Во-вторых, увеличился объем экспорта топлива. Доля экспортируемого за рубеж бензина увеличилась на 15%, выросли объемы «серого» экспорта. Это привело к нехватке бензина на внутреннем рынке и, как следствие, к повышению цен.
Третий фактор — увеличение налогового давления на НПЗ. В связи со стремлением сократить дефицит бюджета, правительство приняло решение с сентября 2023 года уменьшить на 50% выплаты по обратному акцизу (демпферу).
Изменение логистики внутри страны, использование протяженных маршрутов и рост потребления топлива со стороны перевозчиков также стимулировало увеличение цен.
Эти и другие факторы привели к росту стоимости топлива на бирже. По данным Росстата, в сентябре 2023 года был зафиксирован исторический пик: в отдельных регионах стоимость за тонну АИ-92 составила 70 000 руб., за тонну АИ-95 — 76 000 руб.
Текущая ситуация и прогнозы
В конце сентября 2023 года правительство ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. С октября был возвращен топливный демпфер, с ноября прорабатывается законодательство, чтобы разрешить использовать для ремонта НПЗ неоригинальные детали в рамках механизма обратного инжиниринга. Эти меры позволили немного «притормозить» рост цен и обеспечить наличие топлива на АЗС.
Несмотря на активные действия регуляторов, в отдельных регионах России цены на моторное топливо на АЗС продолжают расти. В следующем году эксперты прогнозируют подорожание ГСМ. Именно поэтому потребителям — физлицам и бизнесу — следует внимательно следить за обстановкой на топливном рынке и оптимизировать затраты на ГСМ.
Как транспортным компаниям сокращать расходы на топливо?
По статистике, расходы на ГСМ составляют треть затрат транспортного предприятия или подразделения. Поэтому контроль затрат на топливо и введение мер по экономии бензина или дизеля — приоритет для успешности бизнеса.
Для того, чтобы эффективно вести деятельность в новых реалиях, руководители транспортных предприятий и корпоративных автопарков предпринимают следующие шаги:
- Переход на транспортные средства с экономичным расходом топлива: правильный выбор транспорта способен ощутимо сократить затраты.
- Расширение базы поставщиков топлива: большее количество поставщиков увеличивает возможность закупки топлива по наиболее выгодным ценам или со скидками.
- Контроль манеры вождения водителя, в т. ч. с помощью программных средств: по статистике, вождение без превышения скорости помогает сэкономить до 8 л топлива на каждые 100 км пробега.
- Маршрутизация: современные ИТ‑решения для построения логистических маршрутов предлагают наиболее экономичные пути доставки грузов, что особенно актуально для крупных мегаполисов с загруженными дорогами.
- Автоматизация учета ГСМ: оптимизация внутреннего учета и контроля расхода ГСМ на базе специализированных программных продуктов способна снизить расход топлива на 20% и более.
Таким образом, автоматизация основных процессов грузоперевозки в сочетании с рациональной учетной политикой и фактическим анализом расхода ГСМ помогут снизить потери топлива и уменьшить издержки на его покупку в среднем на 10–50%.
Как продукты линейки «1С:Управление автотранспортом» помогают снизить затраты на топливо
Решения «1С:Управление автотранспортом Стандарт», «1С:Управление автотранспортом ПРОФ », «1С:Модуль управление автотранспортом для 1С:ERP» и «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» позволяют вести полноценный учет и содержат инструменты и механизмы, направленные на контроль за расходами ГСМ и экономию топлива.
Инструменты для расчета норм расхода топлива
Нормы расхода ГСМ — один из ключевых инструментов для корректного учета затрат на топливо в любой организации. Он обеспечивает контроль и оптимизацию затрат, предотвращает нецелевое использование бензина и дизельного топлива.
В продуктах линейки 1С:УАТ предусмотрены расширенные возможности для настройки норм расхода ГСМ: алгоритмы берут в расчет тип ТС, дорожно-транспортные факторы, климатические и эксплуатационные условия, сезонные нормы, поправочные коэффициенты (например, условий работы, температурных коэффициентов, простоев). Программы также позволяют рассчитывать и устанавливать индивидуальные нормы расхода топлива. Узнайте о настройке норм расхода топлива в этой инструкции.
Учет заправок
Программы линейки «1С:Управление автотранспортом» обеспечивают учет различных видов заправок (со склада, за наличные, по пластиковой карте, по талонам, от поставщика). Пользователи отмечают удобство загрузки заправок из внешних систем: процессинговых центров; систем спутникового мониторинга; систем «Опти-24», «Передовые платежные решения», «Лукойл», «Роснефть».
За счет интеграции с процессинговыми центрами можно управлять топливными картами, в режиме онлайн загружать данные о заправках, сравнивать загруженные данные по заправкам с чеками водителей.
Эти возможности помогают более точно контролировать расход топлива и предупреждать незаконные действия водителей.
Маршрутизация и сервис MultiGo
«1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» предлагает на выбор 4 алгоритма маршрутизации и интеграцию с внешними сервисами — Яндекс.Маршрутизация и MultiGo.
Автоматическая маршрутизация позволяет учитывать множество факторов: время в дороге, особенности грузов и транспортных средств, пробки, ремонтные работы и перекрытия улиц, количество поворотов и светофоров. Именно поэтому такие решения строят самые экономичные пути доставки и экономят топливо.
Кроме того, встроенный в 1С:ТЛЭ и УАТ КОРП сервис MultiGo добавляет в маршруты ближайшие АЗС с самыми выгодными ценами и оптимизирует путь водителя с учетом мест отдыха, приема пищи и ночлега.
Особенности алгоритмов маршрутизации, доступных в 1С:ТЛЭ КОРП, и советы по выбору метода маршрутизации описаны в данной статье.
Интеграция со спутниковым мониторингом
При интеграции продуктов линейки 1С:УАТ с системами спутникового мониторинга можно получить дополнительные преимущества. Интеграция позволяет в онлайн-режиме загружать в путевые листы данные по пробегу и расходу топлива, заправки и другие события. Например, с помощью систем спутникового мониторинга можно регистрировать факты сливов топлива или превышения скорости водителем. Безопасное вождение значительно снижает расход бензина, контроль превышения скорости станет дополнительным стимулом к соблюдению ПДД.
Выгоды интеграции с системами спутникового мониторинга очевидны: у бухгалтеров будет наиболее точный и эффективный метод учета и списания топлива. А руководство корпоративных автопарков сможет обеспечить максимально прозрачные условия работы для сотрудников, улучшить дисциплину и мотивацию, и существенно сократить расходы.
Аналитические инструменты для контроля топлива и экономии ГСМ
Настраиваемые отчеты позволяют детально анализировать все данные по ГСМ в организации:
- сравнивать расход по факту и по нормам;
- сопоставлять показатели с информацией от процессинговых центров и систем мониторинга по расходу топлива и пробегу;
- анализировать факт пережогов и экономии топлива в разрезе путевых листов и водителей;
- отслеживать остатки ГСМ на складах и многое другое.
Хотите узнать больше о средствах экономии топлива в продуктах 1С:УАТ и 1С:ТЛЭ КОРП? Закажите презентацию решения, и специалисты «1С‑Рарус» сделают подробный обзор инструментов и на примерах расскажут, как сэкономить топливо при помощи систем автоматизации транспорта и логистики.
Советуем материалы по теме:
- Настройка учета ГСМ и технических жидкостей при старте эксплуатации программ линейки «1С:Управление автотранспортом»
- Руководство по настройке норм расхода топлива в решениях «1С:Управление автотранспортом»
- Гид по учету заправок, слива топлива и работе с процессинговыми центрами в линейке «1С:Управление автотранспортом»
- Как избежать ошибок при учете и контроле расхода топлива в решениях линейки «1С:Управление автотранспортом»