Как идеально спланировать маршруты, обеспечить доставку точно в срок и сделать клиентов довольными? Эти и многие другие вопросы актуальны для дистрибьюторов, перевозчиков и онлайн-магазинов. В статье рассматриваются факторы, которые стоит учесть при выборе программы для построения логистических маршрутов и оптимизации доставки. «1С‑Рарус» расскажет о преимуществах автоматизации логистики на базе решения 1С со встроенными сервисами маршрутизации.
Оглавление
- Какие факторы учесть при выборе программы для построения логистических маршрутов
- Алгоритмы маршрутизации в «1C:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»
- Преимущества автоматизации логистики на базе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»
Какие факторы учесть при выборе программы для построения логистических маршрутов
- Взгляните на маршрутизацию сверху. Найти кратчайший маршрут — это еще не оптимизация доставки. Нужно учитывать время в дороге, состояние водителя, особенности грузов и транспортных средств, пробок, ремонтных работ и перекрытия улиц, количество поворотов и светофоров, риск штрафов. Программа для построения логистических маршрутов помогает отслеживать множество факторов и предлагает наилучшие варианты доставки.
- Разгрузите логиста. Вручную управлять заказами, взаимодействовать с контрагентами и строить маршруты сложно и неэффективно. Важно выбрать такое программное обеспечение, которое минимизирует человеческий фактор и автоматизирует максимальное количество процессов на всех этапах перевозки. Не забудьте проверить, что в решении есть возможности для приема и обработки заявок, учета полной (FTL) и частичной (LTL) загрузки транспорта, детализированные настройки параметров груза, функции автоматического оповещения водителей, курьеров и заказчиков.
- Следите за расходами на доставку. Большинство программ для автоматической маршрутизации не предлагают опций для контроля рентабельности заказов или сокращения расходов на доставку в собственных транспортных отделах. Но ведь так удобно, когда все функции сочетаются в одной программе, ведь оптимальный маршрут — это, прежде всего, экономичный маршрут. Обратите внимание, есть ли в программном решении аналитические отчеты и дашборды, которые позволяют отслеживать рентабельность заказов и стоимость перевозок в разных разрезах.
Выбор программы для построения логистических маршрутов требует внимательного анализа и учета всех факторов. Эффективная программа поможет компаниям оптимизировать логистику, снизить издержки и улучшить качество обслуживания клиентов.
Методологи «1С‑Рарус» рекомендуют обратить внимание на комплексные TMS-системы, имеющие встроенные сервисы маршрутизации транспортных средств (VRP). TMS-системы не только отлично справляются с задачами маршрутизации, но и автоматизируют процессы на всех этапах доставки: от регистрации заявки до передачи заказа в руки клиента.
Одной из таких программ является совместное решение фирмы «1С» и компании «1С‑Рарус» — «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП».
Это экосистема для управления логистикой, предлагающая пользователям:
- блок функциональности для управления автопарком (FMS);
- контур для управления логистикой/заказами на доставку (TMS);
- мобильное приложение для водителей или курьеров;
- 35+ дополнительных сервисов для логистов, диспетчеров и руководителей.
В программе доступно несколько алгоритмов маршрутизации, которые могут использоваться как автономно, так и в комбинации друг с другом.
Алгоритмы маршрутизации в «1C:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»
В системе доступны следующие алгоритмы:
- алгоритм Очередей;
- алгоритм Кларка-Райта;
- фиксированные маршруты;
- Rarus VRP;
- Яндекс.Маршрутизация.
Алгоритм очередей, Кларка-Райта, Rarus VRP и Фиксированные маршруты — внутренние алгоритмы продукта «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП». Они доступны по умолчанию в типовой конфигурации и могут быть использованы поочередно или в комбинации друг с другом.
Яндекс.Маршрутизация — внешний платный сервис, подключается по запросу.
Алгоритм очередей
Метод основан на поиске оптимального распределения заказов между всеми транспортными средствами с целью минимизации суммарного времени маршрутов или общего пробега транспортных средств. Алгоритм последовательно назначает заказы на транспортные средства, учитывая оптимальные критерии и ограничения. Такой способ построения маршрутов подходит для компаний с различными точками забора и доставки продукции и позволяет учитывать несколько точек погрузки/разгрузки и время, затраченное на эти действия.
Алгоритм Кларка-Райта
Метод изобретен британскими учеными в 1963 г. и до сих пор является одним из самых популярных способов планирования маршрутов. Алгоритм предполагает только одну отправную точку, т. е. все транспортные средства в начале смены должны находиться либо у места отправки, либо у места назначения, и в конце смены должны вернуться обратно в исходный пункт. Этот метод работает быстрее, чем алгоритм очередей, и хорошо подходит для производственных предприятий, которые распределяют продукцию по торговым точкам, или для маркетплейсов, доставляющих заказы с единого склада. Также он будет актуален для курьерских служб.
Фиксированные маршруты
Алгоритм оптимизирует распределение заказов по уже установленным маршрутам, учитывая последовательность точек и назначенные транспортные средства. Данный способ чаще используется на предприятиях, которые доставляют грузы по заранее определенным маршрутам с использованием конкретных транспортных средств. Например, он отлично справляется с задачей регулярной поставки товаров по неизменным маршрутам торговых сетей.
Rarus VRP
Алгоритм собственной разработки компании «1С‑Рарус». При использовании данного метода заказы назначаются на транспортные средства последовательно, учитываются заданные ограничения и определенные критерии оптимальности. Метод применим в случаях, когда точки погрузки и разгрузки заказов отличаются, но также поддерживает схему доставки «Склад-клиенты». Алгоритм учитывает несколько точек погрузки и разгрузки, а также время, затраченное на эти действия. Rarus VRP оптимизирует маршруты с учетом времени, расстояния, стоимости, рисков получения штрафов. Отличительным преимуществом метода является детализация параметров: алгоритм позволяет учитывать специальные критерии доставки и применять экспертные настройки.
Интеграция с Яндекс. Маршрутизацией
Сервис предназначен для разработки оптимальных маршрутов и автоматического распределения заказов между транспортными средствами или пешими курьерами. Алгоритм учитывает более 300 параметров, включая виды транспорта, доступные временные интервалы, параметры планирования и дополнительные ограничения. Он создает оптимальные маршруты для выполнения заказов, учитывая окна доставки, время обслуживания, текущее состояние дорожного движения, прогнозирование трафика и балансировку маршрутов — равномерное распределение по количеству точек или длительности маршрутов. Кроме того, сервис строит точные маршруты для 1000 точек за 15 минут. Алгоритмы, используемые в Яндекс.Маршрутизации, особенно подходят для компаний, работающих в урбанизированных городах с высокой загруженностью дорог, и для бизнеса, которому важно точное попадание в обозначенное окно доставки.
Помимо основных алгоритмов маршрутизации, в программах также доступен сервис MultiGo. С ним можно строить маршруты с учетом всех промежуточных пунктов. Сервис подбирает места стоянок и ночевок, встраивает в маршрут оптимальные АЗС с учетом актуальных цен на топливо, используемых топливных карт и скидок. MultiGo передает плановый маршрут на смартфон водителя, в программу 1С и в систему навигации. Также учитываются временные рамки работы согласно требованиям законодательства во избежание переработок водителей.
Преимущества автоматизации логистики на базе «1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП»
«1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» — оптимальный выбор для управления доставкой и планирования маршрутов. Пользователь локальной или облачной версии 1С:ТЛЭ КОРП может:
- Принимать и обрабатывать заявки в удобном интерфейсе, автоматически оповещать контрагентов и водителей/курьеров об изменении статуса.
- Распределять заказы на свободные транспортные средства и курьеров для выполнения заявок с учетом оптимальных параметров и условий доставки груза.
- Иметь под рукой все необходимые отчеты, отслеживать себестоимость каждой доставки или контролировать рентабельность заявок на перевозку.
- Попадать в обозначенные временные окна и учитывать пожелания заказчиков.
- Сократить пробег автопарка и количество простоев, а значит, сэкономить на ГСМ.
- Быстрее выпускать машины в рейс, доставлять товары и проводить расчеты с использованием электронных перевозочных документов.
Руководствуйтесь советами и факторами, приведенными в статье, чтобы сформировать собственные требования к программам для автоматизации маршрутизации и управления логистикой. Используйте демо-версии продуктов и экспериментируйте с разными алгоритмами, тестируйте параметры и задавайте свои критерии, чтобы сделать правильный выбор.
Сравните результаты работы алгоритмов автоматический маршрутизации в 1С:ТЛЭ КОРП — попробуйте демо-версию бесплатно!