1С:CRM — инструмент антикризисного управления

Мы начинаем публикацию цикла статей из серии «1С:CRM — инструмент антикризисного управления». В предлагаемой статье Алексей Кудинов и Михаил Сорокин рассматривают различные аспекты применения CRM-технологий для повышения эффективности компании в условиях финансового кризиса, приводя примеры из российской практики, описанной в недавно вышедшей книге «CRM:Российская практика эффективного бизнеса».

Содержание статьи:


Задача: не превратиться в «сбитого летчика»

Мировая экономика пикирует вниз, словно подбитый бомбардировщик. Такова сегодняшняя экономическая реальность. Негативные процессы в мировой экономике, к сожалению, не обходят стороной и Россию.

Если несколько месяцев назад мы могли наблюдать кризис только в телевизионных новостях о биржевых котировках, то сегодня он стал реальностью и уже коснулся большинства российских компаний. Все чаще можно слышать от владельцев компаний, директоров и руководителей среднего звена о снижении количества заказов, спаде продаж, замораживании проектов и инвестиций. Актуальной стала тема сокращения персонала.

«Легкие деньги» и достаточное количество клиентов, желающих купить, к которым за годы бурного роста экономики так привыкли многие российские компании, закончились. В новых условиях компаниям и продавать свои товары и услуги, и удерживать клиентов стало намного сложнее. Клиенты стали тщательнее «считать деньги», торговаться и экономить. Конкуренция на внутреннем рынке страны усилилась и с иностранными компаниями.

В таких внешних условиях российским компаниям необходимо изменение тактики работы, чтобы не превратиться в «сбитого летчика».

Технологичность бизнеса

В книгах, написанных известными западными практиками и бизнес-гуру, одним из ключевых показателей эффективности, рациональности бизнеса называется его «технологичность». Общение со многими руководителями российских предприятий показывает, что им не слишком-то понятно, что такое «технологичность» бизнеса, как ее улучшать, совместима ли «технологичность» с индивидуальным подходом к покупателю… Да и вообще, у многих руководителей, по правде сказать, имеются сомнения на счет того, а не является ли эта самая «технологичность» бизнеса простой маркетинговой приманкой западных консультантов, «впаривающих» свои «best practice» (лучшие практики). Давайте разберемся.

Еще наши далекие предки нередко использовали в торговле индивидуальный подход к покупателям — предлагали те товары и услуги, которые требовались конкретному покупателю, знали семьи своих покупателей, их индивидуальные особенности и привычки, причем делали это весьма «технологично».

Российский пример: булочная Матвея

Рассмотрим использование клиентоориентированных технологий (CRM) на примере булочной Матвея. Булочная Матвея хорошо известна жителям Новгорода и любима ими за свежую, вкусную выпечку и индивидуальный подход к покупателям. Матвей и его сотрудники помнят, кто из клиентов какой хлеб и в каком количестве покупает. Они интересуются жизнью своих покупателей, и потому в курсе всех радостных и печальных событий клиентов и их семей. В дни рождения покупателя булочная дарит имениннику сладкий презент.

Булочная Матвея насчитывает около 200 постоянных клиентов, поэтому сотрудники булочной помнят «своих» клиентов по именам и знают их потребности. Можно сказать, что булочная Матвея использует в своей работе клиентоориентированную стратегию и выстроила с клиентами взаимовыгодные отношения.

Представим, что Матвей решил расширить свой бизнес — открыть новую булочную и расширить ассортимент изделий. Матвей ожидает, что количество клиентов увеличится до 500. «Помнить» потребности 500 клиентов станет гораздо труднее, но Матвей хочет сохранить индивидуальный подход к клиентам.

Перед Матвеем стоит задача: передать открывающейся новой булочной (своему филиалу) сложившуюся технологию работы с клиентами. Однако все сотрудники новой булочной только что приняты на работу и не имеют опыта.

Новому филиалу необходим инструмент для ведения списка клиентов, регистрации договоренностей с клиентами, учета торговых сделок и кредитов. Сам Матвей хочет регулярно получать информацию по продажам филиала отдельно, сводную информацию по всей компании и продажи по каждому наименованию товара, а также контролировать поступление и реагирование на жалобы клиентов относительно качества продукции.

Чего же ожидает реальный бизнес от CRM-технологии

Приведенная выше небольшая зарисовка показывает, что руководству компании может понадобиться передача годами отработанной технологии общения с клиентами в филиал или просто новому сотруднику. И сделать это зачастую не так просто. Однако существуют технологии CRM, которые значительно облегчают процесс передачи знаний и регламентов работы.

Перечислим основные инструменты, которые включает в себя технология управления отношения с клиентами:

  • сбор в единую клиентскую базу всей накопленной о клиентах информации;
  • сбор истории взаимоотношений с клиентами, партнерами и поставщиками;
  • обмен информацией между подразделениями и сотрудниками без «информационных провалов»;
  • автоматизация последовательности работ — бизнес-процессы — и интеграция их в рабочую среду;
  • получение аналитических отчетов;
  • прогнозирование продаж;
  • планирование и анализ эффективности маркетинговых мероприятий;
  • контроль удовлетворенности клиентов, регистрация и разбор жалоб;
  • накопление знаний компании и управление ими.

В следующих статьях из цикла «1С:CRM — инструмент антикризисного управления» мы рассмотрим использование инструментов технологии CRM для решения перечисленных выше задач более подробно, с использованием примеров реальной практики российских компаний.

Заинтересованы в сотрудничестве?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!
Заказать обратный звонок
Используя сайты «1С‑Рарус» Вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и Политикой конфиденциальности.
Facebook Vkontakte Youtube Instagram Telegram