Описание функционала
Основное предназначение программного комплекса «1С‑Рарус: Финансовый менеджмент 3» — управление корпоративными финансами.
Программа позволяет организовать бюджетное планирование, контролировать доходы и расходы, использовать собственные средства и привлеченные инвестиции. Реализованные механизмы оптимизируют работу компании: повысят ее прозрачность для внутреннего и внешнего аудита и увеличат инвестиционную привлекательность бизнеса.
Функциональные возможности обеспечивают решение широкого круга задач финансовой службы, планового и экономического отделов, бухгалтерии:
- ведение регламентированного учета по РСБУ;
- оперативный учет по международным стандартам (IFRS, GAAP);
- бюджетное планирование и контроль;
- управление движением денежных средств и ликвидностью организации;
- формирование консолидированной финансовой отчетности;
- самостоятельная разработка комплектов отчетности.
«1С‑Рарус: Финансовый менеджмент 3» представляет собой интегрированное решение на базе «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП» и собственных разработок компании «1С‑Рарус». В решении учтен многолетний опыт «1С‑Рарус» по внедрению систем бухгалтерского учета, учета в соответствии c МСФО, бюджетирования и управления процессами работы с договорами.
«1С‑Рарус: Финансовый менеджмент 3» будет полезен всем сотрудникам компании.
Собственники и топ-менеджеры получат инструмент для принятия взвешенных решений, основанных на полной и достоверной финансовой информации.
Специалисты финансовых служб смогут:
- проводить финансовое планирование на любой период в разрезе статей бюджетов и остатков по плану счетов;
- формировать мастер-бюджет компании: составлять бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС);
- контролировать соответствие плановых и фактических данных установленным целевым показателям;
- контролировать соответствие текущего расходования средств рабочему плану;
- анализировать исполнение бюджетных заявок;
- составлять сводные отчеты по результатам мониторинга;
- проводить многомерный анализ отклонений плановых и фактических данных.
Менеджеры всех уровней смогут:
- улучшить качество работы с клиентами;
- повысить достоверность информации и оперативность ее получения;
- повысить производительность труда;
- сократить затраты на ведение учета;
- снизить количество ошибок;
- сократить потери или кражи ТМЦ;
- повысить квалификацию персонала;
- усовершенствовать систему контроля и оценки деятельности персонала.
Сотрудники бухгалтерии смогут:
- вести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с российским законодательством;
- вести оперативный учет фактического движения денежных средств на расчетных счетах и кассах.
Эксперты по МСФО смогут:
- переносить учетные записи (проводки) из бухгалтерского учета в МСФО по гибко настраиваемым правилам. Отслеживать проводки до документа;
- вести финансовый учет и готовить индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО;
- формировать консолидированную отчетность по МСФО;
- вести параллельный учет по российским и международным стандартам по основным средствам, нематериальным активам, кредитам и займам, арендованным активам;
- осуществлять трансляцию по текущему или выбранному валютному курсу;
- вести сквозной аналитический учет в разрезе проектов;
- получать отчеты с информацией о различиях в данных российского и международного учета;
- отражать хозяйственные операции в МСФО датой, отличной от даты операции в регламентированном учете.
Бюджетное планирование и контроль
Система бюджетирования позволит автоматизировать управление финансами: планировать, контролировать и анализировать денежные потоки.
Блок бюджетирования предоставляет возможности составления финансовых и операционных планов, взаимосвязанных между собой. Данная система может включать в себя:
Мастер-бюджет:
- БДР,
- БДДС.
Основные бюджеты:
- бюджет продаж,
- бюджет производства,
- бюджет закупок,
- бюджет прямых затрат на оплату труда,
- бюджеты проектов,
- прочие бюджеты.
Бюджеты могут составляться как на ближайшие месяцы (текущее или уточненное планирование), так и на длительные периоды времени (стратегическое или укрупненное планирование).
Возможности для формирования бюджета компании:
- планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, сценариев, центров финансовой ответственности (ЦФО), проектов, остаточных и оборотных показателей, дополнительной аналитики (номенклатура, контрагенты, и т. п.);
- контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
- мониторинг фактического исполнения в разрезах выполненного планирования;
- составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
- финансовый анализ;
- анализ доступности денежных средств;
- анализ отклонений плановых и фактических данных;
- много-сценарный план-фактный анализ данных, в том числе относительных и абсолютных отклонений.
Фактические данные в системе представлены в том же формате, что и плановые: в виде оборотов по статьям бюджетов с указанием аналитических измерений. В качестве фактических данных по бюджетам в системе бюджетирования могут использоваться данные регистров бухгалтерского, налогового и управленческого учета, сформированные при проведении документов других подсистем.
С подсистемой бюджетирования активно взаимодействует подсистема управления денежными средствами (казначейство).
Казначейство
Подсистема автоматизирует процесс оперативного планирования денежных средств. Для решения этой задачи в контуре управления денежными средствами используется двухступенчатая схема оформления денежных операций.
Первая ступень — это регистрация в информационной базе намерения об изменении состояния денежных средств и взаиморасчетов. Намерения регистрируются путем формирования заявок на расходование денежных средств и запланированных поступлений денежных средств.
Вторая ступень — это регистрация в информационной базе факта платежа.
Сведения о денежных средствах, запланированных к поступлению, вводятся в информационную базу пользователями по мере получения соответствующей подтверждающей информации.
Подсистема казначейства содержит функции, необходимые для эффективного управления движением денежных средств, контроля над осуществляемыми платежами:
- многовалютный учет движения и остатков денежных средств;
- регистрация планируемых поступлений и расходов денежных средств;
- формирование платежного календаря;
- оформление всех необходимых первичных документов;
- интеграция с системами «клиент банка»;
- возможность разнесения (ручного или автоматического) суммы платежного документа по нескольким договорам и сделкам.
Учет по международным стандартам и отчетность МСФО
Подсистема обеспечивает формирование консолидированной финансовой отчетности по МСФО:
- Перенос проводок из подсистемы бухгалтерского учета (РСБУ) по правилам, которые могут быть настроены самим пользователем. Перенос проводок по документам может быть выполнен:
- оперативно при проведении документа;
- обработкой за период по выбранным видам документов;
- Параллельное ведение учета по российским и международным стандартам по тем участкам, где есть существенные различия между российскими нормативами и требованиями МСФО:
- учет основных средств, нематериальных активов;
- учет арендованных средств;
- учет кредитов и займов;
- учет дебиторской задолженности;
- Проведение собственных регламентных документов, например, начисление расходов, учет резервов, учет обесценения активов и ряда других, а также внесение корректирующих записей в ручном режиме.
Параметры записи проводок на план счетов МСФО можно задать реквизитами для каждого документа, что позволяет:
- отражать операции по МСФО и РСБУ разными датами;
- вести учет по МСФО в двух функциональных валютах;
- вести сквозной аналитический учет по проектам;
- отражать операции только по МСФО или только по РСБУ;
- осуществлять трансляцию по текущему или выбранному валютному курсу согласно указанным правилам соответствия бухгалтерским счетам;
- детализировать отчеты до первичного документа;
- контролировать трансляцию проводок через протокол переноса или протокол ошибок.
Подсистема включает в себя отдельный план счетов, который соответствует требованиям МСФО и может настраиваться пользователем.
Дополнительные возможности подсистемы:
- гибкая настройка плана счетов и отчетности по МСФО на стороне пользователя, позволяет настраивать план счетов под любые стандарты (МСФО, ГААП, управленческий учет) не изменяя отчетность и первичные документы;
- оперативная запись проводок на план счетов МСФО в момент проведения первичного документа.
Возможности подсистемы позволяют:
- минимизировать трудоемкость ведения учета по МСФО за счет использования данных российского учета;
- проводить сопоставление данных российского учета и учета по МСФО, облегчая сверку данных перед подготовкой отчетности по МСФО.
Мониторинг и анализ деятельности предприятия
Эффективность деятельности компании во многом зависит от того, насколько полно и достоверно отражены данные о различных аспектах деятельности предприятия в управленческих отчетах для руководителей.
Мощная и гибкая система отчетов позволяет оперативно анализировать и непрерывно контролировать деятельность компании.
В числе основных возможностей системы:
- интеллектуальные средства автоматического построения отчетов, не требующие программирования;
- дизайн в стиле электронных таблиц;
- поддержка группировки по периодам;
- деловая графика.
Информацию можно получить в нескольких аналитических разрезах с требуемой детализацией. Пользователь может самостоятельно в отчетах настраивать уровень детализации, параметры группировки и фильтр данных в соответствии со спецификой решаемых задач.
Такие индивидуальные настройки (фактически — созданные пользователем специализированные отчеты) могут быть сохранены для дальнейшего использования.
Современные бизнес-методики, удобные и наглядные средства анализа информации, реализованные в системе, делают программу действенным инструментом для решения актуальных вопросов управления.
Интеграция с другими системами
Конфигурация «1С‑Рарус: Финансовый менеджмент 3» может применяться в сочетании с другими прикладными решениями, например с «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление торговлей» и др.
Платформа «1С:Предприятие 8» позволяет интегрировать решение практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных. В системе имеется целый набор средств, с помощью которых можно:
- создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов;
- осуществлять доступ ко всем объектам системы «1С:Предприятие 8», реализующим ее функциональные возможности;
- поддерживать различные протоколы обмена;
- поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами;
- разрабатывать собственные интернет-решения.